Traffic_Jam__[TJ] 7 Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 Что такое ратрак? Смешной вопрос! - скажете вы. - Это прикольный трактор, которым укатывают трассы для катания! И будете не правы, потому что основное назначение чудо-машины - это перевозка людей и грузов по крутым склонам, покрытым многометровым слоем снега, спасательные работы, расчистка дорог и многое другое. А подготовка трасс ? это так, побочное занятие, которое, как часто бывает, стало основным (и лучше всего оплачиваемым). Ратрак отличается от трактора и обычного вездехода. Во-первых, его давление на грунт составляет 10-20 г/кв.см (у лыжника ? 20-30, у трактора ? 50-60). Во-вторых, при движении по глубокой целине ратрак скользит на плоском брюхе, рассчитанном так, чтобы и гусеницы не теряли контакта с поверхностью. В-третьих, он должен не просто карабкаться вверх, но и ползать поперек крутых склонов, не соскальзывая даже по льду. Наконец, его мощность должна быть достаточной не только для езды, но и для работы. Словом, это очень непростая машина. Прямым предком ратрака был гусеничный вездеход, появившийся в начале ХХ века и сразу же понравившийся военным. Но когда понадобилось надежно и дешево (!) возить грузы в заснеженных горных районах, армейские вездеходы спасовали. А потребность в таких перевозках была - особенно, в США, где затерянные в горах шахтерские поселки нуждались в бесперебойном снабжении. Американские инженеры взялись за дело, и самым удачливым оказался Эметт Такер, занимавшийся вездеходами аж с 1914 года - как раз такими, которые могли бы преодолевать болота и глубокий снег. В 1940 г. он своими руками построил опытный образец необычной машины ?Sno-Cat?, а еще через 10 лет выиграл крупный тендер и выдвинулся в лидеры. Фирма ?Sno-Cat Corporation?, до сих пор выпускающая горные вездеходы, сохранила девиз Такера: ?No snow too deep, no road too steep? (?Нет слишком глубокого снега, нет слишком крутых дорог?). В других странах таких машин не было. В СССР их использование не имело особого смысла: горные районы составляют у нас очень незначительную часть территории, а с равнинным бездорожьем справится и трактор. К тому же расстояния наши столь велики, что даже для снабжения геологических партий нужны не вездеходы, а самолеты. Ну а в Европе на снежных машинах просто некуда ездить. Правда, и там в конце 30-х появилось что-то подобное. Например, гусеничными легковушками занимался гениальный Фердинанд Порше, отец ?Фольксвагена? и танка ?Тигр?. Но это были не ратраки и даже не вездеходы - так, баловство. А на лыжных курортах, между тем, кипела работа - ведь склоны начали специально обслуживать еще в 20 годы, и делали это в точности так, как предписывается в методичке, изданной Госкомспортом 40 лет назад: ?сверху спускаются, взявшись за руки, 2-3 шеренги по 50-60 чел. и пробивают ногами снежный покров на глубину 50-80 см. Затем такое же количество лыжников шагом спускаются и рубят снег лыжами, затем 50-60 лыжников юзят вниз, заглаживая неровности?? и далее: ?бригада рабочих, обязательно на лыжах, вооруженная лопатами, граблями и движками (?), спускаясь по склону?? Этот способ применяется до сих пор, и не только в России: когда лет 5 назад Дивногорск готовился к проведению международного Кубка Сибири, трассу там готовили почти по приведенной выше инструкции. Иностранные спортсмены и даже тренеры с удовольствием приняли участие в мероприятии, и оказалось, что метод им хорошо знаком. Хотя, конечно, случались и усовершенствования. Например, на французском сайте www.skistory.com можно увидеть более продвинутые средства, чем загадочные ?движки?. Кстати, все, кто бывал в Кировске, наверняка видели у подножья трамплина устройство, сходное по конструкции, но значительно большее по размерам. Оно исправно укатывает снег уже 30 лет, не нуждаясь ни в горючем, ни в ремонте. В начале 50-х Эмиль Аллэ (тот самый, знаменитый довоенный чемпион), посетил США и увидел там ?Sno-Cat?, возивший грузы на горном курорте. Великий лыжник оценил истинные возможности машины, а вернувшись во Францию, начал активно пропагандировать американское новшество. И добился своего - Франция оказалась первой европейской страной, где ?Sno-Cat? стали использовать для подготовки трасс. До европейских инженеров дошло, что они чуть было не упустили шанс. Вся тракторная Европа взялась за ратраки - одни копировали Такера, другие изобретали оригинальные конструкции, потребитель же был строг и требовал дешевой, надежной и универсальной машины, предназначенной не только для укатывания трасс, но и для тяжелой работы. Вот тут-то и появился первый настоящий ратрак - горный вездеход австро-швейцарской фирмы ?RaTrac?, а модель ?S?, выпущенная в начале 60-х, стала прототипом всех современных машин этого класса. Наши тоже не остались в стороне. Еще 5-6 лет назад в польском Закопане работал очень старый ратрак, на радиаторе которого красовалась эмблема с надписью ?Алатау? - по-видимому, эту штуку выпускали в Казахстане, но никто не знает, где и когда. Говорят, что ратраками занимались Владимирский тракторный завод, НАТИ и ЗИЛ; сейчас их, вроде, делает Онежский тракторный завод и даже какое-то электронное предприятие в Челябинске, но с их продукцией я пока не встречался. Зато я видел очень поучительный ратрак, детище знаменитого Челябинского тракторного. Вообще-то, это был никакой не ратрак, а обычный бульдозер ЧТЗ в так называемом ?болотном исполнении?, но у него было все, что нужно: гусеницы метровой ширины, низкий центр тяжести, мощный дизель и главное - гениальный тракторист. Эта машина на рубеже 80-90-х готовила к соревнованиям трассы в Междуреченске, обычно она величественно выползала откуда-то со стороны угольного разреза и перла вверх, волоча на тросе жестяной стартовый домик. Потом аппарат неспешно катался вверх-вниз, а на лице пилота ясно читалось превосходство нашей технической мысли над ихней. Мы называем эти машины ратраками - в память о модели ?S?, хотя многие о ней и не слышали. А знаете, как их называют американцы? Они говорят ?snowcat?, хотя в большинстве своем ничего не знают об Эметте Такере. Но есть и настоящие фанаты ратраков: оказывается, в рамках весеннего фестиваля в австрийском Хинтертуксе уже много лет проводится праздник ратрако-моделизма, на который съезжаются любители из многих стран мира. Оригинал ski.ru Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Гость dedd Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 Курс истории довольно полезная штука Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
sr1 0 Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 Молодець Т?,ц?кава ?нфа Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
RedDevil 0 Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 пасиб :rolleyes: любопытно +)) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Гость dedd Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 Я бы даже сказал, что такого рода инфу лучше кидать на главную сайта, а на форуме сделать тему для обсуждения дополнительно Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
vladimir 1000 2 Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 паучительно Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
wolke 9 Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 занятна Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Гость dedd Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 инфармативна Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
***Seed*** 1 Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 Даешь курс истории про подъемники!!!!!! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Masiyniy 1 Жалоба Опубликовано 22 августа, 2006 На самом деле спасибо,Ти,очень полезно Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
mihalkov 5 Жалоба Опубликовано 23 августа, 2006 ++++!!! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
BoyKot 1 Жалоба Опубликовано 23 августа, 2006 Давно було ц?каво почитати ?стор?ю ц??? мило? тваринки, яку Пузо ледве не прибив восьмого березня )) Потр?бна ?нформац?я ) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
GoGa 0 Жалоба Опубликовано 23 августа, 2006 Супер!!!!!!!! ТИ :wow: :wow: :wow: :wow: :wow: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
timon 0 Жалоба Опубликовано 25 августа, 2006 рассказывали, что наши где-то в Австрии башляли имхим трактористам чтоб тянули ратраком на верх горы, где не проходят снегоходы.... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Chip Flying 0 Жалоба Опубликовано 26 августа, 2006 ..сэнкс...интересненько..))) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
DRU [ONFIRE] 4 Жалоба Опубликовано 27 августа, 2006 :tank: прикольно Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
DarkSnowAngel 0 Жалоба Опубликовано 3 сентября, 2006 Йухууууу...Клева!!!Будем брать на заметку... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nicks 2 Жалоба Опубликовано 3 сентября, 2006 Ти, молодчина! Информативно! Больше всего зацепил "ратрак" с прицепом из стартового домика "превосходство нашей технической мысли над ихней" - круть! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты