Перейти к содержанию
Traffic_Jam__[TJ]

Sno-Cat и RaTrac

Рекомендуемые сообщения

Что такое ратрак? Смешной вопрос! - скажете вы. - Это прикольный трактор, которым укатывают трассы для катания! И будете не правы, потому что основное назначение чудо-машины - это перевозка людей и грузов по крутым склонам, покрытым многометровым слоем снега, спасательные работы, расчистка дорог и многое другое. А подготовка трасс ? это так, побочное занятие, которое, как часто бывает, стало основным (и лучше всего оплачиваемым).

Ратрак отличается от трактора и обычного вездехода. Во-первых, его давление на грунт составляет 10-20 г/кв.см (у лыжника ? 20-30, у трактора ? 50-60). Во-вторых, при движении по глубокой целине ратрак скользит на плоском брюхе, рассчитанном так, чтобы и гусеницы не теряли контакта с поверхностью. В-третьих, он должен не просто карабкаться вверх, но и ползать поперек крутых склонов, не соскальзывая даже по льду. Наконец, его мощность должна быть достаточной не только для езды, но и для работы. Словом, это очень непростая машина.

21317_1.jpg

Sno-Cat-book.jpg Прямым предком ратрака был гусеничный вездеход, появившийся в начале ХХ века и сразу же понравившийся военным. Но когда понадобилось надежно и дешево (!) возить грузы в заснеженных горных районах, армейские вездеходы спасовали. А потребность в таких перевозках была - особенно, в США, где затерянные в горах шахтерские поселки нуждались в бесперебойном снабжении. Американские инженеры взялись за дело, и самым удачливым оказался Эметт Такер, занимавшийся вездеходами аж с 1914 года - как раз такими, которые могли бы преодолевать болота и глубокий снег. В 1940 г. он своими руками построил опытный образец необычной машины ?Sno-Cat?, а еще через 10 лет выиграл крупный тендер и выдвинулся в лидеры. Фирма ?Sno-Cat Corporation?, до сих пор выпускающая горные вездеходы, сохранила девиз Такера: ?No snow too deep, no road too steep? (?Нет слишком глубокого снега, нет слишком крутых дорог?).

В других странах таких машин не было. В СССР их использование не имело особого смысла: горные районы составляют у нас очень незначительную часть территории, а с равнинным бездорожьем справится и трактор. К тому же расстояния наши столь велики, что даже для снабжения геологических партий нужны не вездеходы, а самолеты. Ну а в Европе на снежных машинах просто некуда ездить. Правда, и там в конце 30-х появилось что-то подобное. Например, гусеничными легковушками занимался гениальный Фердинанд Порше, отец ?Фольксвагена? и танка ?Тигр?. Но это были не ратраки и даже не вездеходы - так, баловство.

А на лыжных курортах, между тем, кипела работа - ведь склоны начали специально обслуживать еще в 20 годы, и делали это в точности так, как предписывается в методичке, изданной Госкомспортом 40 лет назад: ?сверху спускаются, взявшись за руки, 2-3 шеренги по 50-60 чел. и пробивают ногами снежный покров на глубину 50-80 см. Затем такое же количество лыжников шагом спускаются и рубят снег лыжами, затем 50-60 лыжников юзят вниз, заглаживая неровности?? и далее: ?бригада рабочих, обязательно на лыжах, вооруженная лопатами, граблями и движками (?), спускаясь по склону??

Этот способ применяется до сих пор, и не только в России: когда лет 5 назад Дивногорск готовился к проведению международного Кубка Сибири, трассу там готовили почти по приведенной выше инструкции. Иностранные спортсмены и даже тренеры с удовольствием приняли участие в мероприятии, и оказалось, что метод им хорошо знаком.21317_2.jpg

Хотя, конечно, случались и усовершенствования. Например, на французском сайте www.skistory.com можно увидеть более продвинутые средства, чем загадочные ?движки?. Кстати, все, кто бывал в Кировске, наверняка видели у подножья трамплина устройство, сходное по конструкции, но значительно большее по размерам. Оно исправно укатывает снег уже 30 лет, не нуждаясь ни в горючем, ни в ремонте.

В начале 50-х Эмиль Аллэ (тот самый, знаменитый довоенный чемпион), посетил США и увидел там ?Sno-Cat?, возивший грузы на горном курорте. Великий лыжник оценил истинные возможности машины, а вернувшись во Францию, начал активно пропагандировать американское новшество. И добился своего - Франция оказалась первой европейской страной, где ?Sno-Cat? стали использовать для подготовки трасс.

До европейских инженеров дошло, что они чуть было не упустили шанс. Вся тракторная Европа взялась за ратраки - одни копировали Такера, другие изобретали оригинальные конструкции, потребитель же был строг и требовал дешевой, надежной и универсальной машины, предназначенной не только для укатывания трасс, но и для тяжелой работы. Вот тут-то и появился первый настоящий ратрак - горный вездеход австро-швейцарской фирмы ?RaTrac?, а модель ?S?, выпущенная в начале 60-х, стала прототипом всех современных машин этого класса.

RatracS-1.jpgRatracS-2.jpgRatracS-3.jpgRatracS-4.jpg

Наши тоже не остались в стороне. Еще 5-6 лет назад в польском Закопане работал очень старый ратрак, на радиаторе которого красовалась эмблема с надписью ?Алатау? - по-видимому, эту штуку выпускали в Казахстане, но никто не знает, где и когда. Говорят, что ратраками занимались Владимирский тракторный завод, НАТИ и ЗИЛ; сейчас их, вроде, делает Онежский тракторный завод и даже какое-то электронное предприятие в Челябинске, но с их продукцией я пока не встречался.

Зато я видел очень поучительный ратрак, детище знаменитого Челябинского тракторного. Вообще-то, это был никакой не ратрак, а обычный бульдозер ЧТЗ в так называемом ?болотном исполнении?, но у него было все, что нужно: гусеницы метровой ширины, низкий центр тяжести, мощный дизель и главное - гениальный тракторист. Эта машина на рубеже 80-90-х готовила к соревнованиям трассы в Междуреченске, обычно она величественно выползала откуда-то со стороны угольного разреза и перла вверх, волоча на тросе жестяной стартовый домик. Потом аппарат неспешно катался вверх-вниз, а на лице пилота ясно читалось превосходство нашей технической мысли над ихней.

Sno-Cat1.jpg

Мы называем эти машины ратраками - в память о модели ?S?, хотя многие о ней и не слышали. А знаете, как их называют американцы? Они говорят ?snowcat?, хотя в большинстве своем ничего не знают об Эметте Такере. Но есть и настоящие фанаты ратраков: оказывается, в рамках весеннего фестиваля в австрийском Хинтертуксе уже много лет проводится праздник ратрако-моделизма, на который съезжаются любители из многих стран мира.

Оригинал ski.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Молодець Т?,ц?кава ?нфа:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость dedd

Я бы даже сказал, что такого рода инфу лучше кидать на главную сайта, а на форуме сделать тему для обсуждения дополнительно :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

паучительно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

занятна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Давно було ц?каво почитати ?стор?ю ц??? мило? тваринки, яку Пузо ледве не прибив восьмого березня ))

Потр?бна ?нформац?я )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Супер!!!!!!!!

ТИ :wow: :wow: :wow: :wow: :wow:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

рассказывали, что наши где-то в Австрии башляли имхим трактористам чтоб тянули ратраком на верх горы, где не проходят снегоходы....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Йухууууу...Клева!!!Будем брать на заметку...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ти, молодчина! Информативно!

Больше всего зацепил "ратрак" с прицепом из стартового домика :)

"превосходство нашей технической мысли над ихней" - круть!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×